Версия сайта
для слабовидящих
Тюменский образовательный канал (ТОК)

"Азбука" для родителей ( рекомендации для родителей)

***

Консультация для родителей

«Нейроигры с мамой»

Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям.

Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребёнка?

Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое.

Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей.

Кому особенно полезны нейропсихологические игры? Если ваш ребенок:

  • Гиперактивный, «не слышит»  взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.

• Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.

• Есть синдром дефицита внимания.

• Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.

• Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.

• Быстро переключается с одного действия на другое.

• Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует, пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.).

• Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.

• Есть проблемы с речью разной сложности.

• Наблюдается слабая познавательная деятельность.

• Плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Некоторые из них довольно просты и под силу любой маме.

1. Весёлый мяч

Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д.

2. Полоса препятствий

Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т. д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.

3. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;

• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т. д.

4. Тоннель

Смастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.

 5. Межполушарное рисование

Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру.

6. Кинезиологические упражнения

Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

7. «Робот»

Цель игры – выполнять команды ведущего. Он говорит последовательность действий, например: правую руку вверх, правой ногой шаг назад, поворот налево, присед на левую ногу и так далее. Важно говорить чётко и последовательно, чтобы малыш успел усвоить информацию и не запутался. Позже ребёнок хорошо запомнит, где какая сторона и будет выполнять действия быстрее и без ошибок. Тогда можно будет постепенно усложнять упражнение, подключив наклоны, повороты головы, взмахи и другое.

Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем.

 

 

***

7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ 0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА

 

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными.

Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят?

Гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной.

Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.

В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.

То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Всё это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

 

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки - собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:

"Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки,

колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка.

Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

***

Артикуляционная гимнастика

 

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного (звуко-произносительного) аппарата.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом  процессе.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, в течение 5 – 7 минут, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением упражнений. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20, а при условии  коротких перерывов – и более.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки   и   ноги находятся в спокойном состоянии. Все упражнения делаются перед зеркалом.

 

 Начинаем артикуляционную гимнастику обычно с упражнений для губ

Упражнение «Лягушонок улыбается» имеет 2 варианта:

  1. Губы разомкнуты (как на картинке).
  2. Губы сомкнуты.

 

Выполняем вариант с сомкнутыми губами!

Просим ребенка удержать улыбку, сами считаем медленно до 10.

Упражнение «Заборчик»

ЦЕЛЬ

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

ОПИСАНИЕ

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны нижние и верхние передние зубы. Просим ребенка удержать «заборчик», сами считаем медленно до 10.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Необходимо поставить верхние зубки на   нижние   так, чтобы   соприкасались края зубов, чтобы ни верхние, ни нижние зубы не перекрывали друг друга.

К сожалению, очень часто детки испытывают затруднения при создании данной позы. А такое положение зубов – идеальная позиция для произнесения многих звуков.

Упражнение «Бублик»

ЦЕЛЬ

Развивать мышечную силу и подвижность губ.

ОПИСАНИЕ

Зубы сомкнуты, как в упражнении «Заборчик». Губы округлены. Должно быть видно и верхние, и нижние зубы.

Просим ребенка удержать «Бублик», сами считаем медленно до 10.

Упражнение «Хобот слонёнка»

ЦЕЛЬ

Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

ОПИСАНИЕ

Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед. Просим ребенка удержать «Хоботок», сами считаем медленно  до  10.

После того, как выполнили все упражнения для губ – «Хобот», «Лягушка», «Бублик» - переходим к чередованию этих поз. Удерживать каждую по 2 – 3 секунды, повторить несколько  раз.

Далее следуют упражнения для язычка.

Упражнения для языка индивидуальны. Логопед подскажет, какие упражнения необходимы именно  Вашему ребенку.

 

Упражнение «Лопаточка»

 

ЦЕЛЬ

Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Если язык напряжен, и «лопатка» не получается, можно произнести «пя – пя – пя» - язык «пошлепать» губами. Это  поможет расслабить язычок.

Удерживать под счет до 10. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

1.      Губы в улыбке.

2.      Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

3.      Не высовывать язык далеко – нижнюю губу должно  быть видно.

4.      Боковые края языка должны касаться уголков рта.

 

Упражнение «Иголочка»

ЦЕЛЬ: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Удерживать под счет до 10.

 

Упражнение «Часики»

ЦЕЛЬ: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку.

Под счет до 20. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  1. Двигается только язык – нижняя челюсть неподвижная.

Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая ее, от одного уголка рта к другому.

 

Упражнение «Качели»

Это   упражнение   может   называться   «Мяч» - т.е.  язычок  прыгает, как   мячик, вверх – вниз.

ЦЕЛЬ: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.

 

Упражнение «Вкусное варенье»

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: кончик языка должен прижиматься к зубам с внутренней стороны – и вверху, и внизу – удерживать по 3 – 5 секунд.

ЦЕЛЬ: вырабатывать движение широкой передней части языка и положение языка близкое к форме чашечки – пиалы.

Повторить 15 – 20 раз.

 

Упражнение «Лошадка»

ЦЕЛИ. Отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную уздечку, укреплять мышцы языка.

Повторить 15-20 раз.

! нижняя челюсть не двигается, работает только  язык.

*** 

Развиваем связную речь

 

Что такое связная речь?

Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, об увиденном и услышанном, о выдуманном или прочитанном? Удается ли ему последовательно, подробно, точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции? К сожалению, не всегда.

А от уровня овладения детьми связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Как ребёнок будет общаться с одноклассниками и учителями? Насколько удачными будут его ответы у доски?

Связная речь существует в двух формах: диалог и монолог.

Диалог– первичная по происхождению форма речи. Диалог – это умение слушать и понимать собеседника, знать предмет, о котором идёт речь, умение самому задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника.

Монолог– связная речь одного лица. Монолог – это: 1) рассказ о себе, о событиях своей жизни; 2) пересказ прочитанного или услышанного, рассказ об увиденном; 3) описание предмета, явления; 4) составление рассказа по серии сюжетных картинок; 5) составление рассказа по сюжетной картинке; 6) рассказывание с элементами творчества, сочинение.

Связная речь формируется на протяжении всей жизни. А основы её закладываются в довольно раннем возрасте—в дошкольном детстве. Наша задача – помочь детям в этом, создать условия для развития связной речи.

Условия для успешного овладения связной речью:

-                     формирование потребности в употреблении монологических высказываний: интересуйтесь всем, что происходит с ребёнком, с его друзьями, что он чувствует, что думает; играйте, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы, ходите в театр, на выставки, обсуждайте всё происходящее;

-        усвоение соответствующих средств построения развернутого сообщения, т.е. определенный уровень развития лексико-грамматического строя речи.

Подготовительные упражнения для развития связной речи

Эти упражнения можно выполнять когда идёте в детский сад или домой из садика, во время прогулки, перед сном:

•«Я знаю 5 названий … » (животных, транспорта, овощей и т.д., с возрастом количество увеличивать).

•«Охота на слова» (что можно «поймать» в продуктовом магазине (витрина, хлеб, сметана, колбаса, сосиски, касса, весы, продавец), в троллейбусе, в театре и т.д.).

•«Узнай предмет по деталям» (кузов, кабина, колёса, руль– что это?).

•«Угадай, о чём я» (Красное, круглое, гладкое, сочное, сладкое, хрустящее – что это? Аналогичное упражнение «Сходи в магазин и купи тёплую, пушистую, длинную, лисью …» Также с глаголами - мяукает, царапается, мурлыкает…- кто это? Сначала взрослый, затем ребёнок.)

•«Скажи наоборот» (веселый – грустный, вверх – вниз, добро – зло, завязывать – развязывать).

•«Похожие слова» или «Скажи по – другому» (бежать – мчаться, невесёлый – грустный, недалеко – близко, маленький – крохотный).

•«Один–много» (город–города, дерево–деревья).

•«Скажи ласково» (дом–домик, машина–машинка).

•«Новые слова» (листья падают–листопад, голубые глаза—голубоглазый).

•«Какой он?» (если мяч из резины, значит он какой?- о любых предметах).

•«Доскажи словечко»- ребенок должен закончить предложение: В лесу растут… Зимой на улице холодно, а летом … Мальчик едет на … Куртка висит где? (на любую тему)

•«Наведи порядок» - составить предложение из слов (1. Любить, медведь, мёд, сладкий.2. Мышка поймала кошку.).

•«Подбери рифму» (коша–ложка–крошка– картошка).

•Заучивание стихотворений.

•Полные ответы на вопросы – Что вы делали на прогулке? – На прогулке мы сначала подметали листья, потом строили замок из песка, играли в подвижные игры.

Это были подготовительные упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. Регулярное выполнение таких упражнений является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний – пересказ, рассказ – описание, рассказывание по картинам и др.

Следующий этап – обучение рассказыванию

Вы можете предложить ребёнку следующие задания:

1.      Расскажи о любимой игрушке (о другом предмете) – Что это? Из чего сделано? Как устроено? Для чего нужно? (Сначала расскажите сами).

2.      Перескажи прочитанный рассказ, сказку, просмотренный мультфильм. (Помогите начать рассказывать. Поменяйтесь в середине рассказа – дайте ребёнку отдохнуть, часть сказки расскажите сами).

3.      Рассматривая сюжетную картину, можете задать ребёнку наводящие вопросы:

1)      какое время года?  2) кто изображён?  3) что делает?  4) что будет потом?

 

Уважаемые родители!

 

 Если ваш ребенок посещает логопедическую группу или логопедический пункт созданный  на базе нашего учреждения, то убедительно просим Вас выполнять рекомендации логопеда.  Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем  развитии ребёнка.

1.  В выходные выполняйте все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.

2. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.

3. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно.

4. В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.

5. Вместе с ребёнком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.

6. Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.

7. Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.



 
Тюмень, ул. Олимпийская, 36 к1
Наши телефоны:
8 (3452) 33-08-09 (1 корпус), 36-68-19 (2 корпус)
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: