Версия сайта
для слабовидящих
Тюменский образовательный канал (ТОК)

Базовый (опорный) логопедический пункт ДОУ

***

Уважаемые родители, совсем скоро воспитанники подготовительных групп детского сада отметят выпускные, а еще спустя три месяца станут первоклассниками. И, конечно, каждый хочет понять –

Готов ли мой ребенок к школе? Надо ли бежать к специалистам?

Однако, не только родители выпускников задаются этим вопросом и приходят ко мне за консультацией, но и воспитанников старших групп, а порой и средних.

Я постараюсь обратить Ваше внимание на то, что может облегчить или усложнить жизнь первоклассника, как понять готов ли ребенок к школе, есть ли необходимость начать занятия с логопедом уже в средней или старшей группе, а вы можете диагностировать своего ребенка по этой статье – подсказке.

Уважаемые родители, как минимум за год (в 5,5 – 6 лет) до поступления малыша в 1 класс обратите внимание на следующие моменты:

  1. 1.     Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок? Бывает ли путаница звуков? Например,[ жележо]  вместо [железо],[ лука] вместо [рука] , хотя все звуки умеет произнести?
    2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух? Замечает ли когда вы говорите неправильно? А замечает ли свои ошибки в произношении?
    3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов? Может ли назвать звуки слова по порядку (продиктовать как пишется слово)?
    4. Насколько богат его словарный запас? Знает ли он как одним словом назвать несколько предметов? Какое время года/день недели/время суток? И т.д
    5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок? Знает ли сложнве предлоги ( из-за, из-под, за и т.п) и употребляет ли он их в речи?
    6. Хорошо ли владеет связной речью? Может ли рассказать что он делал на выходных? О чем мультик? А может ли сам придумать историю видя одну/несколько картинок?
    7. Хорошо ли ориентируется где право, а где лево? В какую сторону пишутся цифры/буквы? Есть ли зеркальность (путаница сторон)?

Если в каком то из пунктов вы видите сложности у ребенка – пора обращаться за помощью специалистов. Самое быстрое и простое это прийти на консультацию к логопеду, который не только проверит навыки и умения Вашего ребенка, но сможет и подсказать какие упражнения и задания помогут скорректировать недостающие части, развить их до необходимого уровня.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Итак, если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается резко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны не только специалисту и родители сразу знают что нужна помощь.

Но!

Есть и те нарушения, которые может распознать только специалист - «скрытые дефекты речи». В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. И устранить их может только учитель-логопед.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Да,  в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется и критичность к своей речи увеличивается, что в итоге приводит к нежеланию ребенка разговаривать и проявляться. В итоге либо он развивается так, чтобы меньше контактировать с окружающими, либо проявляет себя через агрессию и/или истерики.

«Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.»

Для  коррекции звукопроизношения и развития речи ваших детей у нас в саду работают логопеды. На Базовом (опорном) логопедическом пункте проводятся занятия по коррекции и развитию устной речи у детей от 4,5 лет. А так же профилактика появления дисграфии и дислексии у выпускников .

Чтобы попасть на занятия нужно вовремя обратить свое внимание на речь ребенка , обратиться за осмотром/ консультацией к логопеду и записаться на занятия( или встать в очередь на место). Чем раньше ребенок попадает на занятия к логопеду – тем больше шанс на исправление всех дефектов речи до поступления в школу.

Совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

***

«Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста в старших и подготовительных группах»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания.

Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Взяв в основу мнение великих педагогов(С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. ) и , увидев в своей практике эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, пиктограмм, коллажа:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Развивается мелкая моторика рук.

Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка.

Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагаю внимательно рассмотреть коллаж (за ранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информацию даю в доступной для детей форме и очень интересной. На втором этапе идет обсуждение - задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:

1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).

7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

Помимо мнемотаблиц и коллажа, я использую наглядные модели-условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели использую в ходе совместных бесед, наблюдений. Дома так же можно найти уже готовые схемы в индивидуальной тетради или в интернете, а затем вместе обсудить их с ребенком.

Интересным, по моему мнению, приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо (использую в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок, запоминания сокроговорок, а так же для самостоятельной автоматизации звука в словах).

Работу строю по следующему алгоритму(на примере скороговорок):

- читаю скороговорку;

- выделяем в каждой строке 1 ключевое слово , представляем его в виде символа или рисунка ( иногда полностью прорисовываем порядок слов);

- читаю скороговорку еще раз, но уже использую пиктограмму;

- дети самостоятельно рассказывают скороговорку наизусть с помощью пиктограммы.

Стоит отметить, что с использованием данной методики мнемотехника, связная речь детей  значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

 

 

 

 

***

Слух - основа правильной речи.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Ведь умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Детям с речевыми проблемами очень важно развивать фонематический слух, ведь зачастую  малыш просто не замечает, что он  неправильно произносит звуки.

Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

         ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

* на занятии мы играем в подобную игру, но не с машинами. Мы используем для этого окружающие звуки (пылесос, детей, птиц , музыку и т п.)

         УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
* если помещение не позволяет отойти сильно далеко можно использовать книгу или тетрадь чтобы прикрыть рот – тогда звук будет тише.

 

Игры для развития фонематического слуха.

ЗООПАРК или «Звуковичок»

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

 ЦЕПОЧКА

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру, где каждое следующее слово должно начинаться на последний звук названного слова. Например: кот – тигр – рысь.. и т д.

 

На занятиях мы так же играем со слухом– ищем место звука в слове, собираем слова из звуков и наоборот, разбираем их на отдельные звуки, ловим слова с нужным звуком, спасаем слово с нашим звуком из предложения.

Значимость развитого слуха сильно недооценивают, думая, что сложности в произношении связаны только с мышцами и умением произнести звук. Однако, практика показывает, что дети с хорошо развитым слухом меньше путают звуки между собой, а так же имеют меньше «потерянных звуков».

 

         Помните ! Своевременное обнаружение проблемы и комплексный подход к ее устранению – залог успешного лечения любых дефектов речи у детей.

 

 

***

С февраля 2014 года  на базе нашего дошкольного учреждения начал свою работу Базовый (опорный) логопедический пункт.

Основными  задачами деятельности Логопедического пункта являются:

- организация ранней диагностики речевых патологий и обеспечение своевременного сопровождения детей, нуждающихся в логокоррекции;

- организация предоставления консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям).

Логопедическая помощь оказывается воспитанникам дошкольных образовательных учреждений, закреплённых за данным логопунктом, а  именно воспитанникам МАДОУ ЦРР- д/с №111(2 корпус),   МАДОУ д/с №132 (1 и 2 корпус). В настоящее время в Логопедический пункт зачислено 25 детей:

№ детского сада

Количество детей

 111

 15

 132

 10

Логопедический пункт оказывает помощь детям, имеющим следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонематическое недоразвитие речи;

- нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально и в групповой форме. 

Занятия проводит учитель-логопед Кудина Маргарита Владиславовна 

В логопедические пункты направляются воспитанники, имеющие наиболее выраженные нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

Срок коррекционного обучения детей определяется учителем - логопедом с учетом характера речевых нарушений.


Расписание работы логопедического пункта

 

Понедельник

08.00 – 12.00

Вторник

15.00 – 19.00

Среда

08.00 – 12.00

Четверг

15.00 – 19.00

Пятница

08.00 – 12.00

 

Для Логопедического пункта выделен кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический пункт обеспечен необходимым оборудованием: настенным зеркалом для логопедических занятий, логопедическими зондами, шпателями, магнитофоном, компьютером, кушеткой для массажа, шкафами для пособий,  учебно-методическими пособиями, настольными играми, игрушками.

 

 

 

 

Приказ директора департамента образования АГТ от 13.01.2023 № 19.doc (322 КБ)

Положение о базовом (опорном) логопедическом пункте МАДОУ ЦРР-дс 111 города Тюмени.pdf (476.31 КБ)

  Документ подписан ЭП





 
Тюмень, ул. Олимпийская, 36 к1
Наши телефоны:
8 (3452) 33-08-09 (1 корпус), 36-68-19 (2 корпус)
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: